Компании со 100% иностранным капиталом являются юридическими лицами КНР, и сфера их хозяйственной деятельности также строго ограничена. Более того, поскольку процедура создания предприятия с иностранными инвестициями сложнее, чем создание китайских компаний и предполагает участие большего количества государственных органов, ограничения по сфере деятельности также более строгие.
Так, например, китайские торговые компании часто могут работать с самыми разными группами товаров, а торговым компаниям со 100% иностранным капиталом это обычно не разрешается. Как правило, производственная компания со 100% иностранным капиталом может торговать только собственной продукцией или аналогичной; совмещение различных направлений деятельности, например, торговли, транспортных услуг и производства, как правило, невозможно. «Как правило» здесь означает, что решение об утверждении сферы деятельности предприятия со 100% иностранным капиталом принимается уполномоченными (провинциального или городского уровня) органами Министерства коммерции КНР, и они крайне неохотно утверждают предприятия с разнородными видами деятельности. Кроме того, существуют законодательно установленные ограничения на инвестирование иностранного капитала в определенные отрасли. Основным документом, устанавливающим правила осуществления прямых иностранных инвестиций в экономику КНР, является «Каталог-руководство отраслей для инвестирования иностранного капитала», выпускаемый Министерством коммерции КНР. Последние изменения в Каталог были внесены относительно недавно, и сейчас действует редакция от 24 декабря 2011 года.
Уставный капитал к затратам не относится, т.к. уставной капитал — это сумма, которая должна быть внесена на счет компании в течение определенного срока (для инвестиций не более 500 000 US$ — 1 год) и может быть использована на уставные цели деятельности, т.е. для торговых компаний — в обороте.
Поскольку создать в Китае компанию – снять, отремонтировать и обустроить офис, набрать персонал и начать деятельность – вряд ли возможно как за 30 000 юаней, так и за 100 000, то минимальный размер уставного капитала корректируется органами Министерства коммерции в сторону увеличения в соответствии с необходимым размером разумных, по их мнению, стартовых вложений.
Если для производственной компании стартовые вложения рассчитываются достаточно легко, т.к. стоимость оборудования, сырья, потребляемой электроэнергии и другие экономические факторы организации производства относительно легко поддаются калькуляции, то для торговых компаний, помимо «принципа разумности» местные власти отталкиваются от ассортимента товаров: для торговли буровым оборудованием стартовый капитал нужен, очевидно, больший, чем для торговли товарами народного потребления.
Наименьший уставный капитал нужен для регистрации консалтинговой компании, т.к. ее создание требует минимальных вложений. Такая компания со 100% иностранным капиталом может быть утверждена с объемом уставного капитала, близким к минимальному.
Таким образом, для того, чтобы определить, каков минимальный размер уставного капитала предприятия со 100% иностранными инвестициями, нужно определиться с местом регистрации, сферой деятельности и до регистрации выяснить позицию местных органов Министерства коммерции. Это позволит указать в подаваемом на утверждение пакете документов устраивающую госорганы цифру. Например, в Пекине для торговой компании с иностранными инвестициями, минимально допустимым считается уставный капитал в размере 300 000 юаней жэньминьби, а для консалтинговой компании — 200 000 юаней жэньминьби.
Собранию участников подотчетен совет директоров или исполнительный директор. Совет директоров состоит не менее, чем из трех членов, избираемых на срок не более трех лет.
Как сказано в статье 51 Закона КНР «О компаниях», если количество участников компании с ограниченной ответственностью «относительно мало» или если инвестиции «относительно невелики», то вместо совета директоров может быть введена должность исполнительного директора, совмещающего совет директоров в одном лице.
Это достаточно удобно для небольших компаний, т.к. исполнительный директор (в функции совета директоров) и генеральный директор (главный менеджер) компании может быть одним лицом, что позволяет сохранять полный контроль над компанией при минимизации издержек. Решение, какое количество участников и объем инвестиций считать небольшим, принимают органы Министерства коммерции, утверждающие компанию, и органы Промышленно-торговой администрации, ее регистрирующие.
Руководство текущей хозяйственной деятельностью компании осуществляет генеральный директор; при необходимости могут быть учреждены должности нескольких заместителей генерального директора.
Еще одним обязательным атрибутом компании с ограниченной ответственностью является ревизионная комиссия или ревизор (также в случае «относительно небольших» инвестиций и количества участников). Их задачей является контроль за действиями менеджмента компании для обеспечения соблюдения требований законодательства КНР и прав собственников. На практике должность ревизора (члена ревизионной комиссии) является достаточно формальной, т.к. в предприятии со 100% иностранным капиталом, как правило, не возникает конфликта участников или противоречий между инвесторами и управляющим персоналом.
- Предварительное утверждение органами Министерства коммерции. На этапе предварительного утверждения китайского государство в лице Министерства коммерции КНР принимает решение о том, соответствует ли создаваемая компания требованиям законодательства и политики КНР в области привлечения иностранных инвестиций. Это наиболее сложная и ответственная процедура, которая должна завершиться в течение 90 календарных дней с момента принятия документов к рассмотрению. Чаще всего этот срок бывает значительно короче, но при планировании начала работы всегда нужно учитывать, что рассмотрение документов в течение трех месяцев – законное право государственных органов, и они всегда могут им воспользоваться. В процессе рассмотрения документов органы Министерства коммерции могут выдвигать различные замечания, в т.ч. требующие внесения исправлений в проекты учредительных документов. Первый этап завершается получением свидетельства о предварительном утверждении компании (Certificate of Approval).
- Регистрация органами Промышленно-торговой администрации. Второй этап – регистрация компании, по завершении которого она считается существующей с точки зрения закона. Этот этап обычно проходит быстрее и проще, чем первый, и носит более формальный характер. Рассмотрение документов занимает от 5 до 30 рабочих дней в зависимости от места регистрации. Завершается регистрация получением свидетельства о праве ведения хозяйственной деятельности – свидетельства о государственной регистрации юридического лица. Этот документ, в отличие от свидетельства о предварительном утверждении, не имеет английского названия, но в англоязычной литературе его часто называют Business License.
- Пост-регистрационные процедуры. Пост-регистрационные процедуры заключаются в регистрации и постановке на учет вновь созданной компании в различных государственных органах – полиции, управлению по контролю качества, налоговых органах, управлению статистики, органах министерства труда и социальной защиты, таможни — изготовлении печатей и открытии банковских счетов. Большинство этих процедур выполняется последовательно, т.е. для того, чтобы, например, встать на учет в управлении по центральным (государственным) налогам и управлении по местным налогам, необходимо предъявить свидетельство о праве ведения хозяйственной деятельности и свидетельство о присвоении кода, выданный управлением по контролю качества. Для открытия счета в банке нужно предъявить свидетельство о налоговой регистрации и т.д., поэтому для завершения всех процедур может потребоваться около двух месяцев.
- Все предприятия, зарегистрированные и ведущие деятельность в КНР, являются плательщиками налога на прибыль.
Согласно вступившему в силу с 01.01.2008 в новой редакции Закону КНР «О налоге на прибыль предприятий», общая ставка налога на прибыль установлена на уровне 25%.
Для так называемых «низкоприбыльных малых предприятий» ставка налога установлена на уровне 20%, а для предприятий новых и высоких технологий, поддерживаемых государством – на уровне 15%. Признаки льготных категорий предприятий и требования, которым они должны удовлетворять, установлены соответствующими положениями налогового законодательства КНР. - Все предприятия, зарегистрированные и ведущие деятельность в КНР, являются налоговыми агентами для своих сотрудников и уплачивают за них налог на доходы физических лиц.
В Китае применяется прогрессивная шкала налогообложения доходов физических лиц, с ростом дохода ставки изменяются от 5% до 45%, при этом доход не более 2000 юаней в месяц для резидентов и 4800 юаней в месяц для нерезидентов налогом не облагается. При приеме на работу китайских сотрудников предприятие также обязано уплачивать за них социальные платежи, сумма которых составляет около 40% от официально начисляемой заработной платы. - Предприятия, продающие в КНР товары, как собственного производства, так и приобретенные у третьих лиц, являются плательщиками налога на добавленную стоимость.
Общая ставка налога составляет 17%;
для плательщиков, занимающихся продажей некоторых льготных категорий товаров (зерно и пищевые растительные масла; водопроводная и отопительная вода, угольный, сжиженный нефтяной и природный газ, метан, каменный и древесный уголь для домашнего использования; книги, газеты и журналы; корма, химические удобрения, сельскохозяйственные химикаты и машины, пленки для теплиц) – 13%;
для плательщиков с малым оборотом – 3%.
При экспорте продукции НДС не взимается, кроме случаев, когда постановлениями правительства КНР установлено иное. - Предприятия, оказывающие в КНР услуги, передающие права на объекты интеллектуальной собственности являются плательщиками налога на хозяйственную деятельность.
Ставка налога составляет 5% или 3% для большинства видов оказываемых услуг, базой для расчета налога является суммы выручки от продажи услуг.
Исключения составляли западные районы КНР, где льготные ставки налога на прибыль действовали до 2010 года.
До 2008 года прибыль, распределяемая в виде дивидендов участников предприятий с иностранными инвестициями, не подлежала налогообложению в КНР. В новой редакции Закона КНР «О налоге на прибыль предприятий» и Правилах применения этого закона сказано, что дивиденды будут облагаться налогом на прибыль по ставке 10%, однако сотрудники налоговых органов крайне сдержанно комментируют этот вопрос и считают, что в деталях политика государства в этой области будет определена к концу 2008 года.
На наш взгляд, в случае, если законодательство и местные реалии позволяют создать предприятие со 100% иностранным капиталом вместо совместного предприятия и успешно развивать бизнес, этот вариант предпочтительнее и безопаснее совместного предприятия. Процедура регистрации, механизм управления, режим налогообложения совпадают, однако степень рисков, связанных с урегулированием отношений с китайскими партнерами, значительно выше. Большая часть отношений, которые китайские партнеры стремятся закрепить в рамках СП, может быть оформлена с помощью договоров между предприятием со 100% иностранным капиталом и его китайскими контрагентами. Вероятность неисполнения одной из сторон своих договорных обязательств остается на прежнем уровне, а расторжение договора, поиск нового партнера для сотрудничества, пересмотр схемы работы в Китае становится значительно легче, быстрее и безопаснее.