28 декабря на заседании Постоянного комитета ВСНП были приняты изменения в 7 нормативных актов, в т.ч. в Закон КНР «О компаниях». О том, что эти изменения будут приняты, я писал несколько дней назад. Предполагал, что это будет весной; ошибся, недооценив темп китайских реформ.
Принятые изменения отменяют минимальный размер уставного капитала, вводят систему регистрации объявленного уставного капитала вместо регистрации фактически оплаченного, а также отменяют сведений о фактически внесенном уставном капитале в свидетельстве о праве ведения хозяйственной деятельности предприятия – юридического лица (свидетельстве о госрегистрации). При регистрации больше не требуется предоставлять отчет о проверке внесения уставного капитала (Capital Verification Report), который ранее был обязательным.
При этом сделана оговорка, что смягченные требования действуют «кроме случаев, когда законодательством установлено иное». Это важно, и на этом стоит остановиться подробнее.
В настоящее время в законе «О компаниях» установлены следующие минимальные требования к уставному капиталу: 30 тыс. юаней жэньминьби для компаний с ограниченной ответственностью с 2-мя и более учредителями (ст. 26), 100 тыс. юаней жэньминьби для компаний с ограниченной ответственностью с единственным учредителем (ст. 59) и 5 млн. юаней жэньминьби для акционерных компаний (ст. 81).
При этом есть отрасли промышленности, где минимальный порог выше, что установлено специальными нормативными актами.
Например, бухгалтерские компании должны иметь уставный капитал не менее 300 тыс. юаней, а транспортно-экспедиторские не менее 5 млн., 3 млн. и 2 млн. для организации морских, авиационных и сухопутных перевозок соответственно. Разумеется, для банков, финансовых организаций, страховых компаний установлены еще более высокие нормы.
Отдельно могут быть установлены более высокие цифры для инвестирования в определенные отрасли иностранного капитала. Так, порог входа иностранного капитала на рынок телекоммуникаций, при условии, что создаваемое предприятие работает более, чем в одной провинции – 1 млрд. юаней.
Практика, однако, показывает, что попытка создать, скажем, импортно-экспортную компанию с иностранными инвестициями (WFOE) с одним учредителем в виде компании в Гонконге или на BVI и уставным капиталом 30 тыс. юаней успехом не увенчается с вероятностью чуть менее, чем полностью. И ответ на логичный вопрос: «А почему? В законе же написано, ст. 26, закон «О компаниях», – часто бывает – «госорганы не пропустят, вы знаете, у нас в Китае все очень непросто, не так прозрачно, как в ваших западных странах». Что даже иногда порождает посредников, которые прямо говорят, что в высокой даже по меркам иностранных юристов цене за услугу такой регистрации 70-80% уйдет на взятки чиновникам, а им достанется совсем немного.
Дело же тут в том, что в создании даже самой обычной компании с иностранными инвестициями участвует на один госорган больше, чем в создании китайской компании. Этот дополнительный орган – территориальные подразделения Минкоммерции.
И просят территориальные подразделения, в числе прочего, бизнес-план или технико-экономическое обоснование создания и работы новой компании. Это не то серьезное, что нужно защищать на совете директоров или кредитном комитете, а достаточно формальный документ, содержащий, тем не менее, определенную информацию – вид деятельности, объем продаж/производства на первый или первый-второй-третий годы, количество сотрудников, площадь офисных или производственных помещений и т.п.
Из этой информации сотрудники Минкоммерции выводят примерную цифру, которая, по их мнению, нужна компании, чтобы начать деятельность и продержаться до первых заработков. Цифра эта, на самом деле, существует в создании (или подсознании) чиновников заранее, с калькулятором бизнес-план редко кто пересчитывает.
Разумеется, стоимость офиса в центре Шанхая и на окраине Муданьцзяна разная, и существующая заранее цифра тоже отличается.
К чему я все это пишу? В китайском интернете уже появились заголовки «теперь за 1 юань можно создать компанию». Так вот, в ближайшее время иностранцам это не светит, если только не произойдет очередного чуда, и органы Минкоммерции не устранятся от участия в регистрации компаний с иностранным капиталом.
Но общая тенденция – снижения со 100-30 тыс. юаней до нуля – не может и на иностранные инвестиции не повлиять. Большой уставный капитал часто бывает камнем преткновения для многих наших соотечественников при принятии решения создавать или не создавать в КНР компанию, поэтому влияние должно быть положительным.
Изменения в Закон «О компаниях» вступают с 1 марта 2014 года.
Главное управление Промышленно-торговой администрации КНР уже сообщило, что в самое ближайшее время займется приведением подзаконных актов, в частности, «Правил регулирования регистрации компаний» в соответствие с новым законом.
Я уже боюсь предполагать, как быстро эти изменения произойдут. Все-таки думаю, что не раньше марта, но буду, конечно, рад ошибиться.
До встречи в новом году.