Анализ соглашения между Кипром и Россией

В данный момент отношения между Кипром и Российской Федерацией (далее – РФ) регулируются Соглашением между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 5 декабря 1998 г. Это Соглашение не устраивало Россию. Из-за расхождений между двумя странами в налоговой сфере Кипр попал в российский «черный список». Под «черным списком» имеется ввиду вступивший в силу с 1 января 2008 г. «Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций» Минфина РФ, который известен также как «список офшоров».

Поскольку такая ситуация была невыгодна обоим государствам, было принято решение внести изменения в Соглашение. 7 октября 2010 г. президент РФ Дмитрий Медведев во время своего официального визита на Кипр подписал дополнительный Протокол к Соглашению об избежании двойного налогообложения. Данный Протокол вносит множество изменений в Соглашение. Подписание данного протокола проложило путь к вычеркиванию Кипра из черного списка Министерства финансов РФ.

Протокол вступил в силу 1 января 2012 г. (за исключением некоторых статей). Изменения, вносимые Протоколом, увеличили степень прозрачности кипрского режима налогообложения и укрепляли репутацию острова как надежного финансового центра. Более того, обе страны стремятся к расширению и укреплению экономических связей между собой на всех уровнях. Протокол расширяет понятие некоторых видов дохода и, таким образом, налоговых прав граждан РФ. В то же время Кипр сохраняет благоприятный размер удерживаемых налогов и, поскольку Кипр исключен из «черного списка», при распределении дохода в виде дивидендов из России в Кипр соблюдаются критерии для исключения из налогооблагаемой базы при уплате налогов в РФ.

Основные изменения, вносимые Протоколом

Распределение прибыли в виде дивидендов

Хотя ставки удерживаемых налогов изменены не были, для того чтобы воспользоваться выгодной пятипроцентной ставкой налога на дивиденды бенефициарный владелец компании должен инвестировать в акционерный капитал компании, распределяющей дивиденды, не менее 100 000 евро (ранее необходимый размер инвестиций составлял 100 000 долларов США).

Комментарий: Любые структуры, которые уже зарегистрированы на Кипре и филиалы или дочерние предприятия, являющиеся российскими юридическими лицами, обязаны увеличить свое участие в российских дочерних предприятиях до размера 100 000 евро, чтобы соответствовать иметь право облагаться пятипроцентным налогом на дивиденды.

Процентный доход и роялти

Несмотря на то, что ставки удерживаемых налогов не подверглись изменениям, в Протоколе расширяется определение понятия дивидендов, а процентные доходы в целях договора классифицируются как дивиденды, если они подлежат по местным законам в стране лица, уплачивающего налоги, такому же налогообложению, как и дивиденды. Положения Протокола соответствуют нормам законодательства РФ о недостаточной капитализации в отношении частичной переклассификации контролируемой задолженности в дивиденды.

Комментарий: Следует обратить внимание на возможность применения пятипроцентной ставки налога к переклассифицированному процентному доходу (вместо 10%-ной ставки).

Налоговые последствия продажи российской компании, если ее родительской компанией является кипрский холдинг

В соответствии с существующим российско-кипрским Соглашением, любой доход, полученный кипрской компанией от распоряжения акциями дочерней российской компании, не облагается налогами в РФ, вне зависимости от стоимости недвижимости, которой владеет российская субсидиарная компания. Начиная с 1 января 2015 г. доходы от реализации акций компании, более 50% активов которой составляет недвижимое имущество в одной из стран-участниц договора, могут облагаться налогом у источника в этом государстве, то есть по 20% ставке налога, предусмотренной и удерживаемой в РФ. Данные изменения не распространяются на прирост капитала, произошедшего в рамках:

  • Корпоративной реорганизации (определение данного понятия в Соглашении не дано)
  • Продажи акций, обращающихся на признанной фондовой бирже;
  • Если продавцом является инвестиционный фонд
  • Страховой фонд или
  • Правительство одной из двух стран

Доход, полученный в рамках вышеперечисленной деятельности, по-прежнему будет являться освобождаться от налогообложения в обеих странах. Переходный период даст время на анализ существующего имущества и рассмотрение альтернативных вариантов для минимизации негативного воздействия данных юридических изменений.

Изменение понятия «резидент»

В соответствии с действующим Соглашением резидентство компании определяется в зависимости от места фактического управления и контроля, то есть местоположения фактического офиса компании. В случае если место фактического управления определить невозможно, Протокол дает Российской Федерации и Республике Кипр право определять место фактического управления по взаимному согласию. Определение постоянного представительства расширено до действий предприятия-резидента в одной стране с помощью услуг, оказываемых физическими лицами, присутствующими в другой стране более чем 183 дня в течение 12 месяцев. Комментарий: Каждая компания, вне зависимости от того, зарегистрирована она на Кипре или нет, утверждающая, что она является налоговым резидентом Кипра, должна быть способна доказать, что фактическое управление и контроль осуществляются на Кипре.

Изменения в отношении обмена информацией

После внесения изменений в данную статью ее формулировка стала соответствовать Модельной конвенции ОЭСР в отношении налогов на доходы и капитал и увеличила объем информации, которая может запрашиваться властями РФ из государственных органов Кипра. Налоговые органы Кипра путем направления запросов имеют право собирать информацию и документацию (включая информацию об акционерах/учредителях), касающуюся любых операций, совершаемых между лицами, подпадающими под кипрское налоговое законодательство, и налогоплательщика, являющегося резидентом Кипра. Обмен информацией может совершаться лишь в том случае, если запрос на обмен поступает со стороны уполномоченных органов РФ. Объем информации не ограничивается информацией, имеющейся у банков и профессиональных консультантов. Власти Кипра не собирают информацию автоматически. Для того чтобы кипрская сторона предоставила информацию, запрашивающая сторона обязана предоставить мотивированный запрос по форме, установленной законодательством Кипра, а также должна доказать властям Кипра, что она в целях получения информации полностью исчерпала все информационные ресурсы, имеющиеся в РФ, за исключением тех, доступ к которым крайне затруднен. Для предотвращения злоупотреблений данной нормой, генеральный прокурор Кипра выдает разрешение кипрским властям на осуществление соответствующих действий по сбору информации только тогда, когда все предусмотренные условия были выполнены.

Возможности, открытые исключением Кипра из «черного списка» Министерства Финансов РФ

С 1 января 2011 г., в соответствии с российским законодательством о налоге на прибыль, любой доход в виде дивидендов, получаемый российской компанией от иностранной дочерней компании (например, кипрской) может облагаться налогом на прибыль организаций по ставке 0% при соблюдении следующих условий:

  • Период владения компанией составляет не менее 365 дней подряд
  • Доля российской компании в капитале дочерней составляет не менее 50%
  • Дочерняя компания находится в юрисдикции, не включенной в «черный список» государственных органов РФ

Таким образом, мы видим, что российские компании могут учреждать на Кипре такие компании, как компании по управлению активами (asset management companies) и инвестиционные фонды для получения выгоды, исходя из правил российского законодательства о предоставлении налоговых льгот по доходу в форме дивидендов, а также правил, установленных налоговыми Директивами Европейского Союза и многочисленными соглашениями об избежании двойного налогообложения с Кипром.

Заключение

Цель изменений, вносимых в действующее Соглашение новым Протоколом, заключается в предотвращении уклонения от уплаты налогов и злоупотребления условиями Соглашения, а также демонстрирует готовность российских властей сосредоточиться на существовании реальных коммерческих целей в международных структурах.