Два юаня: в Китае подготовлены новые редакции законов об организации судов и прокуратуры

В последние годы судебная система и прокуратура КНР (сокращенно именуются в Китае «два юаня» — два ведомства) активно развиваются. В октябре 2014 г. на 4-м Пленуме ЦК КПК была утверждена концепция правления государством на основе закона, составной частью которой стала судебная реформа. В 2014—2015 гг. в Пекине, Шанхае и Гуанчжоу созданы специализированные суды по интеллектуальным правам, специализирующиеся на разрешении дел о защите интеллектуальной собственности в данном городе (провинции). В 2015—2016 гг. сформированы шесть окружных палат Верховного народного суда КНР (в Шэньчжэне, Шэньяне, Чунцине, Сиани, Нанкине и Чжэнчжоу) для рассмотрения в первой инстанции, апелляции и кассации гражданских, административных и уголовных дел, подсудных Верховному народному суду и имевших место на территории соответствующих округов. Наконец, 18 августа 2017 г. в г. Ханчжоу был открыт первый в Китае «Интернет-суд», рассматривающий различные дела, связанные с Интернетом: споры из электронных договоров купли-продажи и займа бытового характера, споры о принадлежности или нарушении интеллектуальных прав в Интернете, споры о нарушении личных неимущественных прав в Интернете, споры о доменных именах в Интернете, административные дела, связанные с регулированием Интернета и т.д.

В августе 2017 г. Постоянный комитет ВСНП КНР рассмотрел проекты новых редакций законов КНР «Об организации судов» и «Об организации прокуратуры», которые в Китае выполняют функции отечественных законов «О судебной системе» и «О прокуратуре». Предложенные новые редакции впервые с момента вступления этих законов в силу в 1980 г. предлагают их комплексную реформу. Главные идеи новых редакций состоят в следующем:

Ответственность – суды и прокуратура должны отвечать за допущенные при осуществлении своих полномочий нарушения закона. В 2014 г. Си Цзиньпин потребовал установить пожизненную ответственность судей за неправосудные решения. Смысл этого принципа в том, что сейчас ответственность за судебные приговоры и решения, прокурорские акты предельно размыта: кроме непосредственно рассматривающего дело судьи и участвующего в деле прокурора влиять на его принятие может коллегия судей или прокуратуры, председатель суда и руководитель прокуратуры, так что становится неясно, кто же конкретно отправляет правосудие и должен отвечать за принимаемые решения. Кроме того, зачастую судья, рассматривающий дело, и судья, выносящий решение – это разные судьи (например, когда дело рассматривает рядовой судья, а решение выносится от имени председателя суда – для выполнения его «нормы выработки»). Теперь рассматривающий дело судья будет и выносить решение (приговор), и нести ответственность за установление фактов дела и применение законодательства. Нарушения закона в ходе рассмотрения судебных дел должны своевременно расследоваться, а виновные подвергаться юридической ответственности. Прокурор также будет нести ответственность за решения, принятые им по делу в рамках своих полномочий.

Специализация – создание новых специальных судов и прокуратур. В 1984 г. были созданы морские суды (в настоящее время их насчитывается 10) и отдельный суд Синьцзянского производственно-строительного корпуса (в качестве судебной палаты народного суда Синьцзян-Уйгурского автономного района), в 2014 г. – суды по интеллектуальным правам (сейчас – 3), в 2015—2016 – окружные палаты Верховного народного суда. Соответственно, в проекты новых редакций добавлены эти специализированные разновидности судов и соответствующие прокуратуры (например, народная прокуратура Синьцзянского производственно-строительного корпуса). Отдельно следует сказать о межрегиональных народных судах и прокуратурах. Так, на базе Шанхайского железнодорожного суда средней ступени были созданы Шанхайский суд по интеллектуальным правам, а также 3-й Шанхайский суд средней ступени, фактически представляющие собой один орган, работающий под тремя вывесками. При этом 3-й Шанхайский суд средней ступени является тем самым межрегиональным судом, который рассматривает дела из всех районов г. Шанхая без учета территориальной подсудности (административного деления на районы и уезды): по первой инстанции – ранее подсудные железнодорожному суду гражданские, административные и уголовные дела, а также все дела, где ответчиком выступает городское народное правительство; по второй инстанции – где стороной являются государственные органы городского уровня; дела, где 3-я прокуратура г. Шанхая выступает с иском в публичных интересах, а также иные дела, назначенные вышестоящим судом. По тому же принципу организована межрегиональная 3-я народная прокуратура г. Шанхая. Создание межрегиональных судов и прокуратур призвано исключить давление местных партийных и государственных органов на правосудие и прокурорский надзор, которое имеет место при совпадении административно-территориального деления и судебных, прокурорских округов.

Дифференциация – статус судей, технических и административных работников судов и прокуратуры будет регулироваться различным образом. Сейчас нередки ситуации, когда председатели судов, имея статус судей, не рассматривают дел и не обладают необходимым для этого образованием, занимая, тем не менее, штатные единицы в судах, на которые рассчитывается и распределяется нагрузка. В результате при формально нормативной нагрузке на одного судью реальная нагрузка работающих судей (за вычетом технических и административных работников) становится запредельной. Аналогичная ситуация складывается и в прокуратуре. Новые редакции должны решить эту проблему за счет дифференциации штатов судов и прокуратуры.

Информатизация – новые редакции законов предписывают судам и прокуратуре расширить применение в судопроизводстве информационных технологий, включая Интернет, big data и др., для повышения эффективности работы и справедливости правосудия.

В сентябре-октябре 2017 г. новые редакции законов прошли публичное обсуждение и переданы на доработку перед окончательным принятием в 3-м чтении, которое планируется на конец этого – начало следующего года.

Для бизнеса (в том числе иностранного) развитие судебной системы является хорошим и многообещающим сигналом. Есть надежда на повышение независимости межрегиональных судов от местных властей, упрощение доступа к правосудию за счет новых информационных технологий, повышенную судебную защиту ключевых для бизнеса областей (интеллектуальная собственность, электронная торговля и т.д.).